"Сыр түлегі" газеті
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [621]

Поиск

Наш опрос
Какие отрасли науки нужно поднимать в РК?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 93

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Барлық онлайн: 1
    Қонақтар: 1
    Тіркелгендер: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 2025-06-26, 4:13 PM

    Главная » Статьи » Мои статьи

    По следу мёртвых. Последнее кочевье
    То, что для материалистов является ясным законом биологического движения и развития, для всех нормальных людей - печальное растворение в Вечности. Конечность, в которую никак не хочется верить. Из этого недоверия, по сути, проистекает квинтэссенция всех религиозных систем земли, которых волнует вовсе не проблема жизни, а проблема смерти.

    Утешение безутешных…

    Не случайно одна из первостепенных задач любой традиционной культуры - обеспечение усопшему правильного перехода из одного мира в другой. (И это несмотря на то абсолютное молчание, которое единственное и доносится с той стороны!) Однако не ошибусь сильно, если предположу, что именно иррациональное и трепетное отношение к смерти избавило от забвения целые эпохи человеческой цивилизации.

    Тайны тёмных курганов

    Действительно, ну много ли мы знали бы о прошлом, к примеру, кочевых народов евразийских пространств, если бы не пузырилась Великая степь миллионами курганов и круглых пятен рушенной земли, по которым лишь наметанный взгляд археолога безошибочно угадывает безымянную могилу? Могила кочевника - это, если смотреть на неё в вещественном плане, посмертный прикол вечного странника, такое капитальное убежище, какого у него никогда не было при жизни. Будь то огромный Царский курган скифа или стилизованный под неведомый дворец мазар степняка-мусульманина.

    Традиция достойных проводов усопшего номада настолько сильна, что до сих пор ещё сооружению надгробных памятников во многих наших глубинных районах люди придают значение большее, чем строительству домов, в которых продолжают ютиться сами. Потому что могила кочевника - это вовсе не аллегория мечтаний вечного скитальца о вечном покое. Никто, даже перед лицом смерти, так просто не продаёт идеалов юности. Во всяком случае если копнуть поглубже и побродить по наиболее древним кладбищам Великой степи, то всё предстанет в другом свете.

    Самые распространённые могильные памятники - курганы, возводимые кочевыми народами на протяжении тысячелетий, - покрывают территорию Казахстана на всём его необъятном протяжении. Но особенно много их накопилось у подножия гор на юго-востоке республики - именно здесь проходили основные маршруты великих переселений и торговых путей, здесь располагались эфемерные столицы номадов и их племенные святилища.

    Для того чтобы совершить паломничество к ближайшему некрополю легендарных саков или посетить могилы усуней, грозных соперников Китая, многим жителям южной столицы, к примеру, никуда и ходить не нужно. Разросшийся мегаполис поглотил не только старые верненские кладбища, но и курганные погосты десятка народов, обитавших в долине Алматинок в более древние времена.

    Некрополи, подобные тем, что ещё сохранились в долинах всех рек, вырывающихся из теснин Заилийского Алатау (Талгар, Иссык, Тургень, Чилик, Каскелен и пр.), ещё недавно в изобилии существовали и здесь, на территории нынешнего города. Хотя сегодня даже самые досужие археологи не смогут точно сказать, под какими из наших домов находятся разрушенные могилы древних.

    Жилища для ушедших

    Многие обратили внимание, что курганы поразительно напоминают формой мобильные жилища кочевников - юрты. Не будем забывать, что в момент строительства, когда они были более крутоверхими и округлыми, сходство это было ещё более разительным.
    Кстати, на ту же мысль наталкивают параллели из других культур: к примеру, старорусское название гроба - «домовина» или форма мастабы, архаичной могилы древних египтян, скопированной с их несохранившихся глиняных хижин.

    Курганные некрополи схожи со скоплением юрт, поставленных не хаотично, а в строгой последовательности, обычно цепочками в строгом соответствии с какой-то иерархией. Случайно ли? Нет! Это ведь не инсталляции поп-арта, а момент традиционной культуры, где просто так ничего не бывает.

    Очень похоже, что племенные и родовые некрополи - это не что иное, как станы мёртвых, повторяющие формой структуру и иерархию древних кочевий и объединений номадов. Не случайно вокруг больших царских погребений часто устраивались могилы поменьше и поскромнее. Именно в таком боковом пределе покоился знаменитый «Золотой воин» (оттого вряд ли серьёзно можно воспринимать попытки публицистов представить его этаким владыкой народов).

    Второй момент, важный для осознания, - то, что каждая юрта-курган повторяла прижизненное жилище покойника не только формой, но и содержанием. Вся та обстановка, все предметы, которые сопутствовали человеку при жизни, продолжали сопровождать его и в другой жизни. То, что смерть рассматривалась древними кочевниками (да и не только кочевниками) именно переходом жизни в иное качество, несомненно. Порукой тому - самый, пожалуй, сложный, громоздкий и дорогой обряд бытия древних номадов - обряд погребения. Создаётся впечатление, что проводы покойника и обеспечение его всем необходимым для успешного пребывания в новом статусе стали чуть ли не главным моментом жизненного цикла степняка. Итак, куда же собирали с такой тщательностью усопшего соплеменника кочевники, да и не только они?
    Об этом - в следующей части.

    Категория: Мои статьи | Добавил: KasSak (2006-12-03) | Автор: Андрей Михайлов E
    Просмотров: 782 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz