Мировая пресса заполнена в эти дни статьями о Казахстане. Такого обилия ссылок на название нашей страны мы еще не видели. Ведущая американская газета USA Today посылает своего журналиста на другую сторону земного шара специально, чтобы получить развернутый репортаж о казахстанских реалиях. Автомобильные журналы тестируют новую модель "Мерседеса" в наших степях. Английская пресса, никогда не замечающая государственных визитов, охотно пишет о приезде в королевство Нурсултана Назарбаева. Крупнейшие туристические порталы срочно размещают дополнительную информацию о центральноазиатской стране (никогда прежде не служившей магнитом для путешественников) и предлагают туры по Заилийскому Алатау. Цитаты из "лидирующего казахстанского таблоида "Karavan" перепечатываются в десятках изданий с географией от Австралии до Африки и Северной Америки. Таможенники с удовольствием разглядывают голубые паспорта, которые теперь идут дубликатом бесценного груза, и улыбаются их обладателям. Казахстан вошел в моду. Мы популярны. Наше дружеское "ягшемаш!" вскоре может догнать итальянское "чао" в качестве универсального приветствия. И все это – благодаря одному человеку, столь нелюбимому нашим правительством Борату Сагдиеву. Сколько было платных публикаций, сколько раз рекламные ролики страны по CNN и "Евроньюсу" крутили, а толку никакого не было. Голубой паспорт вызывал у таможенников разве что удивление – надо же, мол, каких только неведомых стран на земле нет. Как вдруг на мировые экраны выходит "Культурное исследование Америки на благо славной нации Казахстана" и взлетает на первую строку в кино-парадах. На этот день жители планеты отнесли в кассы кинотеатров уже 160 миллионов долларов, и всё ради того, чтобы увидеть фильм с названием нашей страны в заглавии. За такие заслуги перед республикой полагается давать как минимум "Парасат", а можно и "Халык Кахарманы". Но ордена Борату не дадут, а фильма нам не покажут. Не доверяет нам родное правительство – вдруг мы действительно начнем крамольное "ягшемаш!" говорить вместо положенного "саламат сыз". Или боится, что громить кинотеатры начнем от негодования. В общем, оберегают нас и нашу психику. А зря. Потому что "Культурное исследование Америки" – это в итоге грустный фильм о любви. Борат Сагдиев влюблен в Памелу Андерсон, безответно и безнадежно. Они из разных миров, она звезда, он – "маленький человек" (в гоголевском понимании). Она раздает автографы поклонникам, у него нет копейки в кармане. В прошлом веке фильм с таким сюжетом снял Чарли Чаплин - картина называлась "Огни большого города" и стала шедевром мирового кинематографа. Борат – это Чаплин двадцать первого века. Тот был невысокий, с тросточкой и в котелке, этот - долговязый и нескладный, в своем убогом сером костюме. Но если не смотреть на внешность, то герои Чаплина и Бората очень схожи. Это тот самый маленький человек, с добрым сердцем, но не от мира сего. Они оба смешны в значении "жалки". Но такими они стали в силу социальных обстоятельств – что поделать, мир несовершенен. Только вместо чаплинского хэппи-энда Борат переживает в конце вполне аристотелевский катарсис. Америка глазами Бората – действительно малоприятное зрелище. Единственные милые люди, кого ему довелось здесь встретить, были черные парни из какой-то тревожной подворотни. Он к ним по-доброму, с наивным вопросом – и они в ответ не достают пушки, а учат странного белого своему сленгу. Зато представители англо-сакских кровей – сплошь расисты, религиозные фанатики и в лучшем случае просто снобы (а фильм-то документальный, без актеров). Но есть обстоятельство, которое в случае с "Культурным исследованием" Америку полностью оправдывает: в этой стране фильм не запрещают как вредоносный, оскорбительный и клеветнический. А показывают в двух с половиной тысячах кинозалов по всей стране. Потому что здесь не принято, чтобы власть сказала людям: мы фильм посмотрели, он плохой, вам не понравится. Такого здесь бы не поняли. А в нашем славном Казахстане, столь коварно оклеветанном Боратом, запросто. Мы страна просвещенная и свободная, и не имеем ничего общего с показанной в фильме бедной румынской деревней – но фильма нам по-прежнему не покажут. Правда, президент славного Казахстана тоже не видит в картине ничего крамольного. "Этот фильм сделан комическим актером, поэтому давайте посмеемся над ним", – сказал Нурсултан Назарбаев, открывая торговую сессию на Лондонской бирже (индексы в этот день пошли вверх). Так что, господа цензоры и стражи нашей морали, попали вы пальцем в небо. Если уж президент увидел в появлении фильма пользу для нашей страны, то придется, наверное, и вам ее поискать. P.S. Еще недавно самая культовая фраза мирового кинематографа звучала "Меня зовут Бонд". Теперь на ее место пришла другая – "Меня зовут Борат". И он приехал из Казахстана.
|