Недавно вышел в свет ежегодный отчет Всемирного экономического форума по глобальной конкурентоспособности. В списке из 125 государств мира Казахстан занимает 56-е место, опережая все страны бывшего СССР, а также многие государства Восточной Европы. Необходимо отметить, что начиная с текущего года Всемирным экономическим форумом изменена методика определения конкурентоспособности государств. Теперь основным показателем является индекс глобальной конкурентоспособности, тогда как ранее использовался индекс конкурентоспособности роста. Новый индекс расширяет и углубляет идеи и концепции, заложенные ранее использовавшимся индексом. По новой методике факторы конкурентоспособности можно разделить на девять групп: развитие государственных институтов, инфраструктура, макроэкономика, здравоохранение, начальное и высшее образование, эффективность рынка, развитие технологий и бизнеса. Лидирует в списке самых конкурентоспособных государств мира Швейцария, за которой следуют Финляндия и Швеция. Лидер прошлогоднего рейтинга, США, опустился на 6-е место. Огромное количество научной литературы и статистических наблюдений свидетельствует о важности макроэкономической среды для экономического роста. К примеру, плохое управление государственными финансами и высокий уровень инфляции значительно ухудшают бизнес-климат и не способствуют росту долгосрочных инвестиций. По классификации международного валютного фонда, из 55 стран, находящихся в рейтинге выше Казахстана, 29 относятся к развитым странам, 26 – к развивающимся, среди которых 9 стран являются новыми членами Евросоюза. Каковы же макроэкономические показатели Казахстана в сравнении с остальными странами, с которыми предстоит конкурировать в будущем для вхождения в число 50 самых конкурентоспособных государств мира? Экономический рост По показателю темпов роста ВВП Казахстан занимает первое место среди всех стран, занимающих более высокие места в рейтинге. Так, в 2000–2006 годах средний темп роста ВВП Казахстана составит 10%. Ближайший преследователь – Китай, рост экономики которого составляет 9,4%. Следом за ним идут Латвия – 8,2% и Эстония – 7,8%. Довольно высокие темпы роста демонстрируют нефтедобывающие страны Ближнего Востока: Катар – 7%, Объединенные Арабские Эмираты – 6,7%, Бахрейн – 5,9%. Результаты же лидеров рейтинга значительно ниже. Так, средний рост ВВП Швейцарии составляет 1,6%, Финляндии – 2,8%, Швеции – 2,5%. Инфляция По данному показателю Казахстан уступает показателям других стран. Так, средний уровень инфляции в Казахстане за 2000–2006 годы составит по оценке 8,1%. Более высокий уровень инфляции только у двух стран: Коста-Рики – 11,3% и Индонезии – 9.1%. В странах – лидерах рейтинга уровень инфляции не превышает 2%: в Швейцарии – 0,9%, Финляндии – 1,3% и Швеции – 1,5%. В целом из 55 стран, находящихся в рейтинге выше Казахстана, 33 имеют уровень инфляции ниже 3%, 15 стран – от 3 до 5%, 5 стран – от 5 до7% и только 2 страны – выше 9%. Следует также отметить значительную разницу между индексом потребительских цен и дефлятором ВВП в развитых странах и в Казахстане. Если в развитых странах различие между данными показателями в среднем составляет 0,5%, то в Казахстане – 5,7%, или в 11 раз больше. Заслуживает внимания факт, что некоторые страны сочетают быстрые темпы роста экономики с низким уровнем инфляции. Так, в Китае средний уровень инфляции в 2000–2006 годах составит 1,2%, в Латвии – 4,2%, в Эстонии – 3,8%, в Катаре – 4,3%, в Бахрейне – 1%. Дефицит бюджета Анализ показывает, что 15 из 29 развитых стран в рассматриваемом периоде в среднем имели бюджетный дефицит, а 14 – профицит бюджета. Показатели бюджета колеблются от дефицита 6,8% к ВВП в Японии до профицита 13% к ВВП в Норвегии. Примечательно, что первая пятерка стран-лидеров, за исключением Швейцарии, имеет бюджетный профицит. В Казахстане с учетом средств, направляемых в Национальный фонд, средний профицит бюджета в 2000–2006 годах оценивается в 3,4% от ВВП. Лучшие показатели среди развитых стран имеют только упоминавшаяся Норвегия, Сингапур (5,5% от ВВП) и Финляндия (3,7% от ВВП). Уровень национальных сбережений и инвестиций Уровень сбережений в Казахстане в 2000–2005 годах составил в среднем 26,4% от ВВП. Это гораздо выше показателя развитых стран, который в среднем составляет 19,8% от ВВП, стран Центральной и Восточной Европы – 19% от ВВП, но ниже показателя новых азиатских индустриальных стран (Гонконг, Корея, Сингапур, Тайвань), где уровень сбережений составляет в среднем 31,3% от ВВП, и незначительно ниже среднего показателя развивающихся стран – 26,8% от ВВП. Показатель сбережений стран СНГ также выше и составляет 28,8% от ВВП. В то же время по показателю инвестиций (28% от ВВП) Казахстан опережает развитые страны (20,6%), новые индустриальные азиатские страны (25,8%), в целом развивающиеся страны (25,1%), страны Центральной и Восточной Европы (23,4%), страны СНГ (20,3%) и уступает только развивающимся странам Азии, где уровень инвестиций составляет в среднем 31,2% от ВВП. Анализ баланса инвестиций и сбережений показывает, что в целом за период с 2000 года по 2005 год складывается картина, где развитые страны выступают заемщиками (дефицит 0,8% от ВВП), а новые индустриальные страны Азии (профицит 5,5 % от ВВП) и остальные развивающиеся страны (профицит 1,7% от ВВП) являются кредиторами. Казахстан на мировой арене выступает в качестве чистого заемщика. В среднем показатель чистого заимствования за 2000–2005 годы составил 1,8% от ВВП. Интересно, что тот же период страны, получающие основную часть доходов от экспорта энергетических ресурсов, являлись чистыми кредиторами и их положительный баланс составил в среднем 9,4% от ВВП. Таким образом, в целом макроэкономическая ситуация в Казахстане сравнима с ситуацией в развитых странах мира. Об этом свидетельствует то, что по показателю макроэкономической ситуации Казахстан занимает 10-е место в списке из 125 стран мира. Этому способствовали значительный профицит государственного бюджета, высокий уровень национальных сбережений и развитие финансового сектора. В то же время, как отмечено в пресс-релизе Всемирного экономического форума, многое предстоит сделать в области совершенствования деятельности различных государственных институтов, особенно в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, повышения эффективности деятельности правительства и т.д. Кроме того, необходимо усилить работу в области развития инноваций, бизнеса и технологий. Жасер ДЖАРКИНБАЕВ, директор департамента экономической политики и прогнозирования Министерства экономики и бюджетного планирования РК
|